Силовые агрегаты рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60ºС до плюс 50ºС, относительной влажности до 98% при температуре 25ºС, запыленности воздуха до 0,4 г/м3, а также на движение автомобиля в горных условиях на высоте до 4500 м над уровнем моря и преодоление перевалов до 4650 м над уровнем моря при соответствующем снижении мощностных и экономических показателей.
Длительный срок эксплуатации и надежная работа двигателя зависит от своевременного проведения технического обслуживания.
Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполнение обязательно в установленные сроки.
Ежедневное техническое обслуживание проводится один раз в сутки.
Техническое обслуживание после обкатки двигателя.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 500 часов работы двигателя.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится через 1000 часов эксплуатации двигателя.
Сезонное техническое обслуживание проводится перед подготовкой к зиме и при переходе к лету.
Схема нумерации цилиндров
Система охлаждения
Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Оборудована термостатическим устройством для автоматического поддержания теплового режима работы двигателя
Водяной насос:
Центробежного типа, с ременным приводом
Вентилятор:
Шестилопастный, с шестеренчатым приводом и фрикционной муфтой включения вентилятора
Жидкостно-масляный теплообменник:
Пластинчатого или трубчатого типа. Оборудованы краником или пробкой для слива охлаждающей жидкости
Термостаты:
С твердым наполнителем. Температура открытия 80ºС.
Электрооборудование
Однопроводная схема. Номинальное напряжение 24В
Генератор:
Переменного тока, с ременным двухручьевым приводом, с номинальным напряжением 28В.
Модель генератора определяется комплектацией.
Пусковое устройство:
Электрический стартер модели 25.3708-21 или AZF 4581 производства фирмы "Искра" (Словения), номинальное напряжение 24 В.
Допускается применение стартера СТ-142Д.
Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрено электрофакельное устройство
Масса незаправленного силового агрегата в комплектности поставки, кг:
С индивидуальными головками цилиндров:
- - без сцепления и коробки передач - 1250
- - со сцеплением - 1295
- - со сцеплением и коробкой передач - 1685
С общими головками цилиндров:
- без сцепления и коробки передач
- ЯМЗ-238БЕ - 1180
- ЯМЗ-238БЕ2 - 1215
- ЯМЗ-238ДЕ - 1180
- ЯМЗ-238ДЕ2 - 1215
- со сцеплением
- ЯМЗ-238БЕ - 1225
- ЯМЗ-238БЕ2 - 1260
- ЯМЗ-238ДЕ - 1225
- ЯМЗ-238ДЕ2 - 1260
- со сцеплением и коробкой передач
- ЯМЗ-238БЕ - 1580
- ЯМЗ-238БЕ2 - 1615
- ЯМЗ-238ДЕ - 1580
- ЯМЗ-238ДЕ2 - 1615
Заправочные емкости, л:
- система смазки - 32
- система охлаждения без объема водяного радиатора - 22
- муфта опереж. впрыска - 0,14
Основные параметры и характеристики |
Модели силовых агрегатов |
|||
---|---|---|---|---|
ЯМЗ-238БЕ |
ЯМЗ-238БЕ2 |
ЯМЗ-238ДЕ |
ЯМЗ-238ДЕ2 |
|
Тип двигателя |
Четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом |
|||
Число цилиндров |
8 |
|||
Расположение цилиндров |
V-образное, угол развала 90º |
|||
Порядок работы цилиндров |
1-5-4-2-6-3-7-8 |
|||
Направление вращения коленчатого вала |
Правое |
|||
Диаметр цилиндра, мм |
130 |
|||
Ход поршня, мм |
140 |
|||
Рабочий объем, л |
14,86 |
|||
Степень сжатия |
16,5 |
|||
Номинальная мощность, кВт (л.с.) |
220 (300) |
243 (330) |
||
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1 |
2000 +50/-20 |
2100+50/-20 |
||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) |
1180 (120) |
1274 (130) |
1225 (125) |
1274 (130) |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1 |
1200 - 1400 |
1100 - 1300 |
1200 - 1400 |
1100 - 1300 |
Частота вращения холостого хода, мин-1:
|
2175 600±50 |
2340 650…700 |
2275 600±50 |
2340 650…700 |
Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л.с.·ч):
|
206,7 (152) 227 (167) |
195 (143) 223 (164) |
206,7 (152) 227 (167) |
195 (143) 230 (169) |
Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более |
0,5 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
Способ смесеобразования |
Непосредственный впрыск |
|||
Камера сгорания |
Неразделенного типа в поршне |
|||
Распределительный вал |
Один для обоих рядов цилиндров с шестеренчатым приводом |
|||
Фазы газораспределения: впускные клапаны
выпускные клапаны
|
20 40
66 20 |
21,5 31,5
63 29,5 |
20 40
66 20 |
21,5 31,5
63 29,5 |
Число клапанов на цилиндр |
Один впускной и один выпускной |
|||
Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе, мм |
0,25 - 0,30 |
|||
Система смазки Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике: - под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, толкателей, осей коромысел, сферические поверхности штанг толкателей, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием. |
||||
Масляный насос шестеренчатого типа, односекционный |
||||
Давление масла на прогретом двигателе в магистрали блока, кПа (кгс/см2):
|
400 - 700 (4 - 7) 80 (0,8) |
|||
Масляные фильтры Два: полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки |
||||
Система охлаждения масла
С жидкостно-масляным теплообменником, который устанавливается на блок цилиндров двигателя слева |
||||
Давление масла открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см2):
|
700 - 800 (7,0 – 8,0) 490 - 520 (4,9 - 5,2) 200 - 250 (2,0 - 2,5) |
|||
Система питания топливом |
Разделенного типа |
|||
Топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором и топливоподкачивающим насосом |
Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа:
|
Основные параметры и характеристики |
ЯМЗ-238БЕ |
ЯМЗ-238БЕ2 |
ЯМЗ-238ДЕ |
ЯМЗ-238ДЕ2 |
---|---|---|---|---|
Модель ТНВД |
807.1111005-50 (238БЕ-2) 807.1111006-50 (238БЕ-1) |
173.1111006-20 |
806.1111005-50 (238ДЕ-2) 806.1111006-50 (238ДЕ-1,-5,-10,-11) |
173.1111005-30 (238ДЕ2,-1,-3,-5,-8,-11) 173.1111006-30 (238ДЕ2-2,-6) |
Порядок работы секций топливного насоса |
1-3-6-2-4-5-7-8 |
|||
Регулятор частоты вращения |
Центробежный, всережимный |
|||
Топливоподкачивающий насос |
Поршневой с насосом ручной прокачки топлива |
|||
Форсунки |
Закрытого типа с многодырчатыми распылителями:
ЯМЗ-238ДЕ2 с общими головками цилиндров; - 51.1112010-01 на двигателях ЯМЗ-238ДЕ2 с индивидуальными головками |
|||
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2)
|
20,6+0,8 (210+8) - 261.1112010-11 26,5+0,8 (270+8) - 267.1112010-02 и 26,5+1,2 (270+12) - 204.1112010-50.01 26,5+1,2 (270+12) - 51.1112010-01 |
|||
Установочный угол опережения впрыскивания топлива
|
Устанавливается по меткам на маховике и корпусе ТНВД и составляет:
|
|||
Топливные фильтры:
|
Со сменным элементом (ЯМЗ-238БЕ, ДЕ), отстойник (ЯМЗ-238БЕ2, ДЕ2). Со сменным фильтрующим элементом. На крышке расположен перепускной клапан-жиклер. Давление открытия клапан-жиклера 20…40 (0,2…0,4) кПа (кгс/см2) |
|||
Система наддува |
Газотурбинный, одним турбокомпрессором, с радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором |
|||
Турбокомпрессор (ТКР) |
Модель 122 или ТКР 100* |
|||
Давление наддува (избыточное) на номинальном режиме работы, кПа (кгс/см2) |
95 (0,95) |
110 (1,10) |
* – турбокомпрессор по конструкции аналогичен ТКР модели 122