Замена поршневых колец дизеля ЯМЗ автомобиля МАЗ
Поршневые кольца при ремонте двигателя заменяют в следующих случаях:
- - при наработке двигателем более 150 тыс. км;
- - полностью или частично сработанных канавках на рабочей поверхности второго и третьего компрессионных колец;
- - наличии задиров на внешней цилиндрической поверхности колец.
Для замены поршневых колец предварительно демонтировать поршень с шатуном при снятых головке цилиндров и поддоне.
Двигатели оборудованы масляным охлаждением поршней.
При демонтаже поршневой группы на указанных двигателях предварительно снять форсунки охлаждения поршней во избежание их поломок, для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы.
Отвернуть болты крепления крышки шатуна, снять крышку и извлечь через цилиндр поршень в сборе с шатуном.
Для отсоединения шатуна от поршня вынуть стопорные кольца поршневого пальца, нагреть поршень в масляной ванне до 80°С и извлечь поршневой палец.
Для снятия поршневых колец надеть щипцы (рис. 1) на кольцо, ввести губки 2 щипцов в замок кольца и, сжав до упора рукоятки 3 щипцов
Осторожно вывести кольцо из канавки и снять его с поршня (рис. 2).
Установку поршневых колец производить в обратном порядке.
Осторожно очистить поршень от нагара, предохраняя его от повреждений (особенно торцовые поверхности канавок под поршневые кольца).
Перед сборкой все детали тщательно промыть, а масляные каналы продуть сжатым воздухом.
Сборку поршня с пальцем производить легким нажатием руки, при этом необходимо обильно смазать моторным маслом отверстие в поршне и палец. Не допускается запрессовка пальца в поршень.
Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сжать кольца, утопив их в канавки поршня.
Для сжатия колец применять оправку (рис. 3) с конической внутренней поверхностью и буртиком, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра.
Установив поршень в оправку, осадить его в гильзу цилиндра.
При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель выполнять следующие требования:
1. Поршень и гильза должны быть одинаковых размерных групп.
2. Компрессионные кольца устанавливать клеймом «верх» к днищу поршня.
3. Замки соседних поршневых колец развести в противоположные стороны в плоскость поршневого пальца.
4. Установить поршень так, чтобы смещенная камера сгорания в поршне была направлена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса.
На двигателях ЯМЗ-2З6НЕ2, БЕ2 с индивидуальными головками цилиндров применяются поршни с центральной камерой сгорания.
Устанавливать поршень в гильзу так, чтобы стрелка на поршне была направлена в развал двигателя, в сторону топливного насоса.
При этом выточки на днище поршня под клапаны будут смещены относительно центра цилиндра в сторону выхлопных коллекторов.
5. Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми.
6. Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.
7. Резьбу и опорные торцы головок, болтов крепления крышек шатунов смазать моторным маслом и затянуть в два приема, начиная с длинного болта, сначала моментом 100 Нм (10 кг/см), окончательно моментом 200 — 220 Нм (20 — 22 кг/см).