Гусеничные и колесные тракторы, дорожно-строительные и путевые машины РЖД, на которых установлены двигатели ЯМЗ, относятся к универсальному виду техники. В сельском хозяйстве, дорожно-ремонтном строительстве нужно работать с косилками, дисковыми боронами, ямобурами, иным прицепным и навесным активным оборудованием. Чтобы привести рабочий орган агрегата в движение, был изобретен специальный механизм отбора мощности (МОМ). Линейка тракторов К-700 и Т-150, также как и модели МТЗ, оснащаются МОМ на заводе. А вот на грузовой автомобиль, тягач, комбайн, речное и морское судно, другие виды спецтехники вал отбора мощности нужно заказывать отдельно.
Конструктивные особенности
Механизм отбора мощности на тракторах с силовыми агрегатами ЯМЗ работает непосредственно от двигателя. Независимый привод МОМ связан с маховиком, поэтому его работа не зависит от движения. Главное, чтобы двигатель работал.
Назначение и устройство механизма отбора мощности
Ведущий вал, выходящий из редуктора МОМ, вращается со скоростью 1000 об/мин. при номинальных оборотах двигателя ЯМЗ. Независимый привод осуществляется с помощью карданной передачи и промежуточного вала непосредственно от коленчатого. Чаще всего механизм отбора мощности располагается в задней части трактора, но может крепиться как сбоку, так и спереди колесной или гусеничной техники.
Механизм отбора мощности на технике с двигателями ЯМЗ состоит из таких частей:
- Картера сцепления;
- Вала отбора мощности;
- Корпуса подшипника первичного вала;
- Фланца первичного вала;
- Муфты выключения сцепления;
- Валика вилки сцепления.
На тракторах К-700, Т-150К установлен механизм отбора мощности с гидравлическим приводом соединительной фрикционной муфты включения и отключения. По устройству она аналогична фрикциону, используемому в коробке передач и взаимозаменяема с ним. Соединительная муфта находится в отдельном корпусе. Гидравлика обеспечивает плавное включение и выключение МОМ. Кроме того, на тракторе Т-150 К используется двухскоростной редуктор, у которого ведущий вал вращается с частотой 540 и 1000 об/мин.
Подбор механизмов отбора мощности
Для 8-цилиндровых двигателей ЯМЗ-238АК, ЯМЗ-238БК, которые ставятся на комбайны «Ростсельмаш» ACROS 580 и «КраснодарРисМаш» разработан механизм отбора мощности, который включает и выключает предохранительная, постоянно замкнутая однодисковая фрикционная муфта. Этот же МОМ может работать с 6-цилиндровым двигателем ЯМЗ-236ДК, который стоит на комбайнах «ДОН 1200Б».
Для дизелей ЯМЗ-236Г-4, ЯМЗ-236ДК-2,5, ЯМЗ-238М2-10, ЯМЗ-238Б-14, которые устанавливаются на дорожно-строительную технику, путевые железнодорожные машины, комбайны «Енисей», можно заказать односкоростной механизм отбора мощности, включаемый и отключаемый двухдисковым сцеплением. А вот для двигателей ЯМЗ-236ДК-8,9, ЯМЗ-236Г-4, ЯМЗ-238АК-4, ЯМЗ-7511.10-10 нужен одноступенчатый механизм отбора мощности, который включается и выключается однодисковым диафрагменным сцеплением.