Ремонт и обслуживание турбины автомобиля МАЗ

17 апреля 2019
Компания Импульс

Турбокомпрессор - использует для работы энергию выхлопных газов, состоит из одноступенчатого центробежного компрессора и радиальной центростремительной турбины

Основные узлы турбонагнетателя:

корпус подшипников, ротор, корпус компрессора и корпус турбины.

Колеса турбины и компрессора расположены на противоположных концах вала ротора консольно по отношению к подшипникам.

Рабочее колесо 16 центробежного компрессора — полуоткрытого типа, с радиальными лопатками отлито из алюминиевого сплава. Оно напрессовано на вал и закреплено гайкой.

Турбонагнетатель МАЗ

Компрессор имеет безлопаточный диффузор, установленный на корпусе 17 компрессора, который изготовлен из алюминиевого сплава в виде двух полуулиток-воздухосборников.

Выходные патрубки корпуса компрессора приспособлены для соединения с всасывающим коллектором ДВС дюритовыми шлангами с хомутами.

К торцу корпуса компрессора крепится подводящий патрубок 15 с защитной сеткой. Рабочее колесо 3 турбины, произведённое из жаропрочного сплава, соединено с валом, методом сварки трением.

Тех. обслуживание турбонагнетателя
В процессе эксплуатации турбокомпрессор не требует никаких регулировок. Однако при эксплуатации следует систематически контролировать его работу:

- по показаниям манометра следить за наличием циркуляции масла через турбокомпрессор и давлением масла в системе смазки турбокомпрессора;

- периодически контролировать работу турбокомпрессора на слух сразу после остановки двигателя;

- регулярно проверять легкость вращения ротора турбокомпрессора, для чего предварительно отвернуть три гайки, снять впускной патрубок и прокладку.

Если вращающиеся части задевают за неподвижные детали, снять турбокомпрессор с двигателя, разобрать, очистить от нагара и промыть.

Снятие корпуса компрессора МАЗ

Для выявления отклонений от нормальной работы или для послеремонтного контроля можно проверить турбокомпрессор на двигателе по давлению наддува, для этого нужно вывернуть пробку на левом впускном коллекторе и к отверстию присоединить манометр.

Для получения стабильных показаний на входе в манометр должен быть установлен жиклер с отверстием диаметром 0,5 мм. При работе под полной нагрузкой при частоте вращения коленчатого вала 2100 мин-1 избыточное давление наддува должно быть 0,6 - 0,8 кгс/см2.

При снижении нагрузки или уменьшении частоты вращения давление наддува должно плавно понижаться.

Разборку и сборку турбокомпрессора производят в специально приспособленном помещении, обеспечивающем условия, исключающие загрязнение его деталей, особенно попадание песка и пыли на трущиеся поверхности.

Разборку следует производить в следующей последовательности:

- отсоединить от турбокомпрессора газовые, воздушные и масляные магистрали.

После отсоединения выпускной магистрали сопловой венец 2 (см. рис. 1) закрепить от выпадения двумя диаметрально расположенными гайками;

- отвернуть четыре болта крепления кронштейна к картеру маховика и снять турбокомпрессор с двигателя вместе с кронштейном;

- отвернуть четыре гайки крепления кронштейна, снять кронштейн и его прокладку;

- отвернуть три гайки крепления впускного патрубка, снять патрубок и прокладку;

- отвернуть шесть гаек крепления корпуса 17 компрессора, снять корпус в сборе с диффузором;
- вращая ротор 7 рукой, проверить легкость его вращения (не задевают ли вращающиеся части за неподвижные детали). Эту - проверку проделать несколько раз в крайних положениях ротора, выбирая его осевой и радиальный люфты последовательно в одну и другую стороны. Если в результате этой проверки и осмотра деталей компрессора будет выявлено, что причиной задевания являлись детали компрессора, разобрать и очистить только компрессор, детали компрессора очистить, промыть и собрать.

Перед сборкой осмотреть и при необходимости заменить резиновое уплотнительное кольцо корпуса компрессора;

- если при снятых деталях компрессора задевание ротора не устранилось, необходимо снять детали турбины, для чего отвернуть шесть гаек крепления ее корпуса 1 и отсоединить корпус турбины в сборе с сопловым венцом 2;

Проверка легкости вращения ротора турбокомпрессора МАЗ

- проверить легкость вращения ротора в подшипниках при снятом корпусе турбины. Если теперь задевание устранилось, очистить и промыть корпус турбины, после чего турбокомпрессор собрать;

- если задевание не устранилось после снятия корпусов турбины и компрессора, нужно вынуть и очистить ротор в следующем порядке:

- отвернуть гайку 14 крепления колеса компрессора;

Съемник колеса компрессора

- специальным съемником (рис. 4) снять колесо компрессора. Расположение гайки относительно колеса и колеса относительно вала обозначено метками. Если метки не сохранились, их следует поставить до разборки таким образом, чтобы при последующей сборке расположение этих деталей относительно друг друга не изменилось;

- отвернуть два болта крепления крышки 10 корпуса подшипников, снять крышку с уплотнительным кольцом 21, завернув болты в резьбовые отверстия крышки;

- снять маслоотражатель;

- отвернуть три винта крепления упорного фланца 9, снять упорный фланец и упорную втулку с вала;

- вынуть ротор турбокомпрессора в сторону турбины;

- вынуть стопорное кольцо подшипника, вынуть шайбу и втулку 8 подшипника сначала с одной, а затем с другой стороны корпуса подшипников;

- вынуть проставку турбины;

- деревянным скребком удалить с деталей нагар, предварительно поместив их в ванну с керосином на 3 - 4 ч. Волосяной щеткой - прочистить проточные части, все детали промыть бензином.

Внимательно осмотреть колеса турбины и компрессора; при наличии трещин на лопатках или дисках заменить ротор в сборе;

- при необходимости отвернуть две гайки крепления соплового венца 2, снять, осмотреть его и корпус турбины; при наличии трещин детали заменить.

После чистки или ремонта турбокомпрессор собирают в обратном порядке.

Перед сборкой все детали турбокомпрессора промывают керосином и каждую деталь обдувают сжатым воздухом, подшипниковые втулки и вал ротора смазывают моторным маслом.

При сборке ротора метки на маслоотражателе и упорной втулке совмещают с риской на валу. Колесо компрессора перед напрессовкой на вал нагревают до 80 — 100 с.

Гайку колеса компрессора затягивают до совмещения меток на ней и на колесе компрессора. Все крепежные детали нужно затянуть и тщательно законтрить. Винты упорного фланца контрят закерниванием.

После сборки турбокомпрессора необходимо убедиться в отсутствии задеваний ротора при вращении за неподвижные детали.

При установке турбокомпрессора на двигатель подсоединяют все магистрали (газовые, воздушные, масляные), предварительно убедившись в их чистоте и отсутствии посторонних предметов.

Тех. обслуживание турбонагнетателя
Тех. обслуживание турбонагнетателя проводить каждые 3000 часов работы мотора.

Проверка люфта ротора компрессора

При тех. обслуживании проверить осевой и радиальный люфты ротора с помощью индикатора. Люфт определяется как разность показаний индикатора при отклонении вала в двух взаимно противоположных направлениях (рис. 5).

Допустимые предельные величины люфтов осевой - 0,20 мм, радиальный - 0,80 мм. Если люфты больше предельных значений, турбину необходимо заменить.

1 раз в год удалять отложения с корпуса турбины компрессора и с рабочих колес. Очистку деталей компрессора производить с помощью бензина, деталей турбины - с помощью декарбонизатора.

При установке турбонагнетателя на двс тщательно проследить за чистотой трубопроводов, подсоединяемых к турбонагнетателю и отсутствие в них предметов и мусора.

После установки турбины заполнить корпус подшипников чистым маслом через отверстие подвода масла. Тщательным образом следить за отсутствием подсосов и подтеканий в воздушных, газовых, масляных трубопроводах и их соединениях.

Следует принимать во внимание, что оптимальный режим работы турбины осуществляется в диапазоне более высокой частоты вращения коленвала ДВС.